г.Москва, ул.Старый Арбат, д.51, стр.1
+7 (495) 767-78-18  

ПН - ПТ: 10:00 - 23:00

СБ - ВС: 10:00 - 23:00

Маркировка фарфора

     Маркировка - способ указания принадлежности изделия к той или иной фабрике. Стала появляться на изделиях в Европе после создания крупных  фабрик. Если быть точнее, то первой мануфактурой стала - Мейсен в 1723 году, а за ней свои изделия стали маркировать и другие фабрики. Первое время фабрики могли как маркировать свои изделия, так и не наносить никаких знаков, но уже в конце XVIII века маркировка стала обязательной и появилось государственное регулирование этой отрасли. Мануфактурам пришлось регистрироваться в специальных государственных органах.

С течением времени число фарфоровых заводов росло и некоторые мануфактуры стали пользоваться большим спросом чем другие (например Мейсен, Вена), поэтому маркировка стала носить не только функцию принадлежности к фабрике, но и функцию защиты от подделки. Так на свет родилась двойная маркировка: одна подглазурная, а другая надглазурная. Об отличиях этих видов маркировки мы еще напишем.

Содержанием маркировок служит название мануфактур или городов, в которых они находятся (например Dresden); фамилии или монограммы владельцев или чиновников, различные короны, гербы, фигуры птиц, рыб, морские и религиозные мотивы, замки и различные эмблемы.

Теперь подробнее остановимся на технологиях маркирования фарфоровых изделий. Разделяют 5 технологий:

1.Подглазурная роспись. Маркировка выполняется на поверхности изделия до глазурирования. В разное время наносился разными цветами - синим или зеленым. Встречаются так же марки, написанные от руки, которые могли сильно отличаться от изделия к изделию. Это создавало некоторые проблемы при составлении энциклопедий.

2. Надглазурная роспись. В этой технологии маркировка выполняется поверх обожженной глазури. В этой технологии так же встречаются марки, написанные от руки, а так же разные цвета маркировки, только в они не защищены слоев глазури.

3. Переводная печать. Сначала изображение гравируется на металлической доске, а уже потом переносится на изделия при помощи специальной бумаги. Переводная печать была как подглазурная, так и надглазурная.

4. Вдавливание в массу. В данной технологии в массу необожженной глины вдавливается штамп с маркой. Неоспаримым плюсом является крайне трудная подделка такой марки. Первые упоминания о вдавливании уходят в 1753 год.

5. Гравировка или процарапывание. Гравировка выполняется на мягкой глине острым инструментом.

Марки также можно разделить на 3 группы:

1. Марки мастеров.

2. Фабричные.

3. Марки качества.

На первых двух группах мы еще будем писать в наших статьях, то на марках качества остановимся поподробнее. Одним из свидетельств высокого качества изделия была монограмма короля и, как правило, у фабрики маркирующей изделия для королевского двора было звание "поставщик королевского двора". Изделия низкого качества маркировались черточками возле или попрек фабричной марки. Мошенники часто пытались стереть черту, но в итоге оставался след на глазури. Изделия разделялись по сортам I и II (F и PS).

Рассматривая марку изделия и сравнивая ее с информацией о том, какие методы и краски использовались при маркировке изделий той или иной фабрики, можно сделать только предварительный вывод о принадлежности данного изделия к конкретной дате его изготовления. Иногда марки отличаются разной длиной написание буквы или дополнительной точкой, а иногда различаются целиком фабричной маркой (например при смене владельца мануфактуры). Именно поэтому в нашем интернет магазине указан диапазон годов в которые была произведена статуэтка.

 

Статья 1. Вступление в фарфор.